Ирина Бойкова
ИСТОРИЯ ВЫПУСКНИКА

За два месяца я перешла из состояния полного бессилия в состояние, когда дышится свободно, легко и полной грудью
Ирина Бойкова - основатель и руководитель мастерской “102 пряника”. 102 - это автомобильный код Башкортостана, так Ирина решила обозначить свою принадлежность и любовь к региону. Ирина занимается пряниками больше девяти лет, а мастерская появилась три года назад и из двух мисок и ручного миксера в голых стенах выросла до красивого пространства, где проходят мастер-классы и можно купить лучшие башкирские съедобные сувениры.
К началу обучения у Ирины было помещение, о котором она вроде бы давно мечтала, но в тот момент было неясно, как окупить его финансово. Назревали сложные вопросы, связанные с ведением бизнеса, хотелось серьезной работы над дизайном продукции, а вскоре уволился ключевой сотрудник, и Ирина фактически осталась в мастерской одна - были лишь несколько почасовиков на простых операциях. В такой ситуации думать о стратегии стало невозможно: важно было выполнить все текущие обязательства перед реализаторами и решить, как выбираться из тупика.

Работа с наставниками началась с экстренных мер: необходимо было срочно найти сотрудника. Раньше Ирина составляла текст вакансии сухим канцелярским языком - казалось, того требуют специализированные площадки. В этот раз, посоветовавшись с наставниками, она поступила иначе: описала не только условия труда, но и ценности мастерской, рассказала о том, что главное здесь - забота, внимание и отсутствие любой токсичности со стороны руководителя. В результате в мастерскую пришли пять новых сотрудников, которые прошли обучение за неделю, разобрались с наплывом заказов и даже позволили Ирине устроить себе настоящие выходные - теперь было, на кого оставить мастерскую.
Раньше я очень долго ныла о том, что никто не хочет работать, а тут пришли мои девочки, у меня случились первые настоящие выходные, и я испытала воодушевление с большой буквы. Вот на этом эмоциональном подъеме я уже смогла думать о дизайне, пошла в музей, создала новую линейку башкирских гастрономических сувениров. Вдохновением для меня стала тамбурная вышивка и металлические накладки на колчан для лука.
Особая гордость Ирины - упаковка для линейки сувениров. Это будет поп-ап коробка: когда ее открываешь, вырастают настоящие картонные миры, как в детских книжках. Уже найден изготовитель таких коробок, составлена смета, и в новом туристическом сезоне мастерская “102 пряника” рассчитывает добиться настоящего вау-эффекта.
Работая над своей миссией, я была потрясена осознанием, что моё творческое выгорание было, оказывается, связано с тем, что я слишком стремилась угодить покупателю, - рассказывает Ирина. - Я всем сердцем благодарна наставникам, что они буквально развернули меня к себе. Когда знаешь, куда идти, двигаешься вперед с удовольствием и спокойной душой. Теперь я знаю, что хочу передавать вкус Башкортостана через медовые пряники. За два месяца работы с наставниками я перешла из состояния полного бессилия в состояние, когда дышится свободно, легко и полной грудью.
Пряники мастерской Ирины Бойковой отправлялись уже во все европейские страны и на все континенты, с этого года они маркируются знаком “Продукт Башкортостана”, это значит, что пряники произведены из продуктов исключительно местного происхождения. Уже обустроено новое помещение с витриной в пол, как мечтала Ирина, оборудовано пространство для мастер-классов. С Гульнарой Хабибуллиной договорились о создании общей коллекции: чайная пара и пряники в том же стиле.
Мне до сих пор трудно поверить, что все эти изменения произошли за такой короткий период времени, - признается Ирина. - Сейчас у меня не только наполеоновские планы, но и четкое понимание, как их воплотить в реальность. Я вспомнила обо всех возможностях, которые раньше игнорировала в силу рассеянного фокуса и какой-то направленности на выживание. К июлю мы точно выйдем на новый уровень оборота. Хотела сказать “надеюсь”, но нет, просто выйдем, и все.
Ирина Бойкова — человек огромной энергии, про таких говорят: «Все в руках спорится». Она сама печет пряники, сама расписывает их, сама продает, сама ведет отчётность в налоговую, сама занимается закупками и т.д. На стратегическое планирование и создание уникального продукта времени не оставалось. Управлять было сложно: дел было много, люди не задерживались.

В цеху брали любую работу: мастер-классы, новогодние заказы, корпоративные заказы, розничные продажи и уникальные изделия в единичных экземплярах.

Что удалось исправить: выстроить бизнес-модель, создать уникальный продукт как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения уникального торгового предложения, сформулировать позиционирование и ДНК бренда, что помогло нанимать сотрудников, находя их по ценностному профилю, и сократило кадровую текучку.

Варвара Зенина
наставник Гульнары в образовательном интенсиве
Подписывайтесь на Ирину в ВКонтакте
Хотите создать свою историю успеха?
Приходите к нам на курс “НА ЗАРЕ. Создаем востребованный локальный продукт

стартуем 7 февраля