ЮРИЙ
БЕЗОБРАЗОВ
ИНТЕРВЬЮ С ВЫПУСКНИКОМ

Главное - ясное понимание своей цели.
Без нее - любые действия и разговоры
не будут иметь результата.
Юрий Безобразов посвятил себя возрождению традиций изготовления деревянных игрушек и предметов домашнего обихода, которые были распространены на Русском Севере. История семейного ремесла начинается в начале XX века, когда прадед художника занимался столярным делом в своей мастерской в деревне неподалеку от города Галич в Костромской губернии.
С течением времени, это ремесло и накопленные знания передавались и приумножались дедом и отцом. Сегодня Мастерская игрушек русского севера - это Юрий и его жена Евгения. Мастерская находится в посёлке Тоншалово Череповецкого района Вологодской области, где работают художники. Основная цель авторов – сохранение и развитие ремесленных и культурных традиций своей семьи и нашей страны.
Воплощая Суздаль: мастерство и идентичность
В 2024 году мы по приглашению Владимиро-Суздальского музея-заповедника изготовили коллекцию предметов — “Свет Суздаля”, приуроченную к тысячелетию этого города.

Мы давно мечтали побывать в Суздале. В начале 2024 года с нами связались сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Директор Торгового дома знаменитого Гусевского хрустального завода Елена Усенко. Елена предложила музею сотрудничество с нами.

Основной целью было создание предметов, которые могли бы поддержать тысячелетний юбилей Суздаля. Это предметы интерьера и скульптуры, отражающие идентичность Владимиро-Суздальской земли. Коллеги хотели увидеть воплощение северной эстетики дерева, которую мы развиваем уже более 10 лет, в исторически значимых предметах Владимира и Суздальской земли. Мы с радостью приняли это предложение.

Прежде всего мы получили приглашение на выставку “Русский Феникс” в Суздальском Кремле. Это был наш первый визит на Владимирскую землю, и мы сразу глубоко ощутили древнюю историю это земли. Это настоящая русская архитектура XII—XIII веков, которая славится изящными белокаменными храмами, украшенными резьбой с изображениями святых, зверей и растительных орнаментов. Особенно примечательны Дмитриевский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли, где каменная резьба превращает фасады в настоящие шедевры средневекового искусства.

Когда мы начинали работу над коллекцией, Елена присылала нам материалы об оригинальных исторических предметах, которые должны были стать частью этой грандиозной выставки. Выставка “Русский феникс” состояла из предметов фонда Владимиро-Суздальского музея-заповедника и музеев Московского Кремля. Среди экспонатов были иконы, украшения, археологические артефакты, представляющие значительную историческую и культурную ценность.

При создании коллекции предметов «Свет Суздаля» мы использовали исторические музейные образцы. Эти образцы служили подтверждением духовной и культурной жизни Суздальской земли. В проекте “Русский феникс” приняли участие ведущие российские художники, работающие с русским стилем с различными материалами: стекло, керамика, дерево, металлы и др.
Символы тысячелетия: лев и голубь в в коллекции "Свет Суздаля.

Произведения создавались для того, чтобы украсить конер основной выставки. Мы решили, что все предметы коллекции должны быть утилитарными. Так родилась идея, что предметы могут выполнять функцию подсвечников. Мы также учитывали ценовой сегмент, чтобы изделия были доступны для покупателей, поэтому старались сделать производство технологичным.

Основой вдохновения стали образы Лев и Голубь. Лев представляет собой фрагмент каменной резьбы на стене Успенского собора во Владимире – это куб с длиной стороны около полуметра, украшенный белокаменной резьбой. Второй образ коллекции - голубь, расположенный на куполе Дмитриевского собора во Владимире.

В скульптуре было важно сохранить узнаваемую форму голубя, его ажурные крылья и хвост, используя дерево как основной материал. И уже на этапе создания эскизов стала проявляться динамика формы птицы. В итоге мы остановились на одном варианте, который прекрасно сочетал в себе историческую форму и функциональность. При создании скульптуры птицы для украшения мы использовали инкрустацию медью, ведь это дополнительно подчеркнуло связь с исходным материалом, из которого был выполнен оригинальный голубь.

В работе с каменным образом льва мы решили, что изображение льва должно быть выполнено в керамика – ведь этот материал очень близок к камню. Сначала был вырезан деревянный макет головы льва, а затем художник-керамист создавал оттиск из белой глины. Керамическая вставка спекалась в печи до необходимой прочности и твёрдости, после чего мы инкрустировали её в дерево. Лев, как самодостаточный элемент, не нуждается в дополнительных украшениях, поэтому дерево служит обрамлением для главного украшения – белокаменного льва. Текстура дерева была сохранена и проявлена.

На наш взгляд, это очень удачное сочетание природных материалов: глина, обожжённая в печи, становится практически камнем, а дерево остаётся тёплым природным материалом. Контрастное сочетание чёрного и белого делает предметы выразительными и визуально привлекательными. Созданные предметы выглядят эффектно в интерьере. Они приятны на ощупь благодаря сохранённой текстуре дерева, где видны даже мельчайшие прожилки. Мы уделили большое внимание тому, чтобы текстура дерева оставалась видимой, но при этом была затемнена. Кроме подсвечников, мы также создали броши в виде льва, которые можно крепить на одежду.
Обновление музейных традиций: взгляд в будущее
Проект “Русский Феникс” видится нам шагом навстречу современным художникам со стороны консервативных музейных учреждений. Для нас это стало важным опытом, который можно охарактеризовать следующим образом:
  1. Позитивный опыт сотрудничества: Мы рассматриваем это как шаг государства и муниципальных структур навстречу художникам, что является положительным примером взаимодействия.
  2. Работа с историческими материалами: Возможность работать с музейными материалами и переосмысливать исторические вехи через современное искусство.
  3. Творческое самовыражение: Проект предоставил художникам шанс проявиться через своё творчество и создать новые предметы, сочетающие традиционные и современные элементы.
  4. Информационная поддержка: Мы считаем, что информационная поддержка проекта была достаточно эффективной.
Основная ценность для нас заключается в общении с людьми, вовлечёнными в процесс сохранения и переосмысления исторического контекста, а также в возможности поработать с музейными материалами. Это позволило нам создать новые предметы и открыть новые горизонты и подходы в нашем искусстве.

Созданные нами предметы высоко оценены специалистами музея. Это был новый и необычный опыт, и мы планируем продолжать работать в таком формате в будущем.
Нам предоставили полную свободу: мы могли обсуждать ключевые моменты ещё на этапе эскизов, а затем без ограничений воплощать свои идеи. Коллекция получилась цельной благодаря правильному сочетанию новых материалов и техник. Особенно интересным оказался ход с керамикой, и мы планируем использовать этот приём в наших будущих произведениях.
Обновление музейных традиций: взгляд в будущее
Главная миссия музеев — сохранять наследие, а не сосредотачиваться на развитии и приобретении современных произведений. Это придаёт им определённую замкнутость, однако в перспективе музеи смогут активно взаимодействовать с современными художниками и дизайнерами, обогащая свои пространства свежими идеями и новыми смыслами, что станет важным импульсом для их развития как институции.

В этом контексте Владимиро-Суздальский музей-заповедник сделал важный шаг, стремясь осовременить свою деятельность и привлечь новые творческие силы в виде художников, которые обладают огромным потенциалом и значительными информационными ресурсами. На наш взгляд, этот проект стал точкой перезагрузки и преобразования, сделав музей более открытым для новой созидательной энергии.
Мы довольны результатом совместной работы и видим в этом проекте большой потенциал для будущего. Этот опыт доказал, что музеи способны и должны налаживать взаимодействие с современными художниками и дизайнерами, чтобы вдохнуть новую жизнь в культурное пространство и заинтересовать более широкую аудиторию.

Мы довольны результатом совместной работы и видим в этом проекте большой потенциал для будущего. Этот опыт доказал, что музеи способны и должны налаживать взаимодействие с современными художниками и дизайнерами, чтобы вдохнуть новую жизнь в культурное пространство и заинтересовать более широкую аудиторию.
Советы мастеру для представления своих изделий в музее или на культурном событии
  1. Определите цели и задачи: Четко сформулируйте, чего вы хотите достичь: участие в выставке, продажа изделий или просто привлечение внимания к вашему творчеству.
  2. Изучите музеи и их возможности: Проведите исследование музеев, с которыми хотите сотрудничать. Обратите внимание на их текущие выставки, аудиторию и возможности для сотрудничества.
  3. Создайте качественные изделия: Убедитесь, что ваши изделия соответствуют уровню музея и тематике выставки. Высокое качество и уникальность продукции повысят ваши шансы на успех.
  4. Активно заявляйте о себе: Используйте социальные сети, информационные каналы и другие ресурсы для продвижения своих работ. Публикуйте новости о своих коллекциях и мастерских.
  5. Поддерживайте связи и устанавливайте контакты: Налаживайте связи с кураторами выставок, музейными работниками и другими художниками. Личные знакомства могут сыграть важную роль в получении возможности участия.
  6. Участвуйте в проектах и инициативах: Ищите возможности участия в конкретных проектах или инициативах музеев. Часто музеи работают с художниками и ремесленниками под конкретные задачи.
  7. Будьте готовы к бюрократическим сложностям: Готовьтесь к возможным трудностям с бухгалтерией, логистикой и другими административными вопросами. Иногда в музеях могут быть сложные внутренние процессы.
  8. Предлагайте свои идеи и концепции: Если возможно, предлагайте свои концепции и идеи для выставок. Это может показать вашу инициативность и готовность к сотрудничеству.
  9. Используйте современные ресурсы: Активно используйте доступные ресурсы, такие как соцсети и информационные каналы, для продвижения своих работ. Многие каналы готовы публиковать новости о мастерах на безвозмездной основе.
  10. Будьте терпеливы и настойчивы: Процесс сотрудничества с музеями может быть долгим и сложным. Будьте готовы к отказам и неудачам, но не сдавайтесь и продолжайте искать новые возможности.
  11. Следите за современными тенденциями в искусстве и народном творчестве. Это поможет вам оставаться актуальным и интересным для музеев и публики.
Чего лучше избегать:
  1. Не полагайтесь только на личные связи: Хотя знакомства могут помочь, не стоит рассчитывать только на них. Многие музеи работают по конкретным проектам и инициативам.
  2. Избегайте бюрократических ошибок: Внимательно следите за всеми документами и требованиями музеев. Ошибки в бухгалтерии или логистике могут испортить впечатление о вас.
  3. Не сдавайтесь при первых отказах: Музеи могут быть загружены работой и не всегда могут сразу принять ваше предложение. Будьте настойчивы, но вежливы.
  4. Не игнорируйте современные тренды: Следите за современными тенденциями в искусстве и народном творчестве. Это поможет вам оставаться актуальным и интересным для музеев и публики.
Изменения в стратегии: фокус на мастерскую и мелкосерийное производство
В прошлом году я участвовал более чем в 10 выездных мероприятиях, каждые полтора месяца готовясь и участвуя в новых событиях. Этот формат требует значительных усилий и ресурсов, становясь настоящим испытанием. Подготовка к фестивалям и ярмаркам включает в себя: создание специальных предметов под определённую аудиторию и организацию поездок.

Сейчас основная масса наших предметов переходит в разряд предметов более высокого уровня как по ценности, так и по цене. Наши работы вышли за рамки ремесленного мастерства и приблизились к искусству.

Мы практически полностью отказались от выездных мероприятий в 2024 году.

Мы создали несколько ключевых точек реализации нашей серийной продукции, что приносит хорошие результаты. Мы уверены, что деревянные игрушки севера могут стать новым национальным сувениром. Параллельно мы уделяем большое внимание созданию уникальных крупных предметов, требующих усидчивости и тщательной подготовки.

Сейчас мы активно развиваем направление работы с современными выставками искусства, которые отражают русский культурный код и стиль. Мы изучаем, как работает эта система, и стремимся интегрироваться в развивающееся художественное сообщество.
Советы художникам для создания уникальных произведений искусства
  1. Ориентируйтесь на собственную идентичность и локальную культуру: Исследуйте и используйте уникальные элементы вашей местности, такие как диалекты, местные мотивы и культурные коды. Это придаст вашим работам большую глубину и аутентичность.
  2. Изучайте исторический контекст: изучайте историю той местности, где вы живете или родились. Это поможет вам найти уникальные элементы, которые можно интегрировать в ваше творчество.
  3. Избегайте следования общим трендам: Не следуйте бездумно популярным трендам. Часто за ними нет фундаментальной основы, и такие работы могут показаться пустыми.
  4. Слушайте себя и свои желания: В первую очередь ориентируйтесь на свои внутренние стремления и желания. Что действительно важно для вас как для художника?
  5. Создавайте уникальные предметы искусства: Используйте местную идентичность как источник уникальности. Даже в самых захолустных посёлках и деревнях можно найти элементы, которые отличают вашу работу от других.
  6. Не игнорируйте современные тенденции: Следите за современными тенденциями в искусстве, но не позволяйте им диктовать вам, что создавать. Найдите баланс между актуальностью и уникальностью.
  7. Думайте о ценности своих работ: Задавайте себе вопросы: что вы создаете, кому это нужно и в чем ценность вашего искусства? Это поможет вам осознать значимость своей работы и её влияние на зрителей.
  8. Будьте терпеливы и настойчивы: Процесс создания уникальных произведений может быть долгим и сложным. Не сдавайтесь при первых неудачах и продолжайте искать свой путь.
Об участии в образовательном проекте
Обучение на проекте сыграло важную роль в развитии нашей мастерской. Я давно хотел создавать более сложные произведения и благодаря поддержке смог это реализовать. Совместная работа с экспертами помогла сформировать пирамиду приоритетов и определить миссию, что стало важнейшим шагом. Четкое определение миссии позволило понять кем мы хотим быть и к чему стремиться. Пирамида приоритетов и смыслов структурировала наши усилия и позволила сосредоточиться на важном, двигаться в направлении создания значимых и уникальных произведений. Этот проект помог развивать свои навыки, как ремесленника и находить новые пути для самореализации как художника и создателя. В работе главное - ясное понимание своей цели. Без нее - любые действия и разговоры не будут иметь результата. Мы поместили нашу миссию на главной странице сайт, как манифест. Очень важно говорить честно и открыто о том, что ты делаешь и для чего. Это ключевая точка отсчёта для человека, занимающегося любым делом. Задавать себе вопросы: “Что ты делаешь?” и “Для чего ты это делаешь?”.

С Юрием мы работали на верхнем уровне смыслов. Это состоявшийся, признанный мастер, который искал ответы на очень сложные, глубокие вопросы: что такое русская цивилизация, в чем важность преемственности поколений, как создать авангардное на основе традиционного. Работать было интересно, ведь это уже была работа не с ремесленником, а с художником. Но все цели были достигнуты. Для меня его работы стали воплощением и моего видения культурной преемственности, когда ты состоишь из частичек тех, кто был до тебя.

Анна Амелина
наставник Натальи в образовательном интенсиве
Эволюция творчества: от идеи до масштабного произведения

Фигура “Мать” создана в процессе наших многочисленных обсуждений и общения на проекте. В ходе программы я создал целую антропоморфную коллекцию, включая иконоподобные образы и другие предметы. Впервые я экспонировал предметы в Царицыно, затем произведения отправились на выставку “Не прошлое” в Архангельском. В 2024, эти произведения были представлены на выставке “Свояси” в музее декоративно-прикладного искусства, которая длилась около месяца. После завершения выставок работы вернулись домой. В феврале 2025 мы открыли первую большую персональную выставку. Мы представляем на ней самые знаковые произведения: как традиционные северные скульптуры, так и предметы, созданные на основе переосмысления и современного прочтения русского стиля как явления культуры. В экспозиции мы раскрываем значение древних орнаментов, бытовавших на Русском Севере, смыслы которыми они наделялись. Рассматриваем знаки и символы как предметы искусства и как функцию в повседневной жизни.

Центральная идея выставки — показать, что северное искусство неподвластно времени. Оно впитывает современные элементы, изменяется, оставаясь целостным в своей основе. Древо, как неотъемлемый символ севера, олицетворяет устойчивость и возрождение, а дерево — живой материал, который соединяет мастеров с природой, пробуждая уникальные образы. Когда традиционные смыслы соединяются с авторской интерпретацией русского стиля в современных формах. Погрузиться в смысловую и визуальную историю символов и знаков, ощутить незримую связь через века и понять, как народные ремёсла раскрывают наш путь к духовным корням.
Подписывайтесь на Юрия и Евгению в ВКонтакте и заглядывайте к ним в магазин

Беседовала Светлана Пиманова
Каждая история удивительна
Спустя год или два мы вернулись к нашим выпускникам, чтобы узнать как изменилась их жизнь и какие советы они могут дать другим мастерам.