ЯРОСЛАВА
ГАЛАЙКО
ИНТЕРВЬЮ С ВЫПУСКНИКОМ

Я не верю в то, что всё уже придумано
до нас. Думаю, что каждый, при желании,
может внести свой маленький вклад
Ярослава Галайко - предметный дизайнер, она создаёт предметы мебели и интерьера, руководствуясь принципами устойчивого развития. Её подход включает использование возобновляемых ресурсов и материалов с низким воздействием на окружающую среду: нетоксичных, экологически чистых и переработанных. Она активно делится своими знаниями на семинарах и мастер-классах по экологичному дизайну. Работы Ярославы в настоящий момент представлены в галерее Sample в Москве. Она является членом международного сообщества Isola Design Community.
Я - предметным дизайнер, и вся моя жизнь и деятельность так или иначе связана с предметным дизайном.
После интенсива я шире посмотрела на свою деятельность, и поняла, что для меня крайне важны эксперименты и создание чего-то нового.

Сейчас у меня несколько направлений работы: создание объектов коллекционного дизайна для галерей; разработка новых материалов и предметов интерьера с их использованием; промышленный дизайн - разработка коллекций предметов для других компаний и производств; создание и продвижение собственного бренда.

Я рада, что сегодня могу развиваться в разных направлениях, как и советовали мои наставники в интенсиве. Это позволяет мне не зацикливаться на одном и том же, а пробовать разные продукты и подходы. Мне нравится, например, создавать предметы руками. В этом есть что-то медитативное, контакт с материалом на совершенно другом уровне. При этом, за последние годы я также сотрудничала с крупной корпорацией, что дало мне опыт совершенно других бизнес-процессов.
Экологичность как неотъемлемая часть дизайна и ремесленного производства

Я убеждена, что экологичность — обязательный аспект в работе каждого дизайнера и ремесленника. Это должно быть частью процесса наряду с удобством и эстетикой. Существуют правила хорошего дизайна от Дитера Рамса, где экологичность является одним из ключевых принципов.

В своём новом бренде я стремлюсь сделать экологичность неотъемлемым требованием, даже если не делаю акцент именно на этом. В идеальном мире все используемые материалы не должны выделять вредные вещества, такие как ЛОС, формальдегиды и фенолы. Важно искать альтернативы, пусть даже это иногда сложно, как, например, с клеем.

Меня расстраивает, что экологичность предметов редко учитывается. Хотя в некоторых вузах этому уже уделяют внимание, раньше и такого не было. Мало кто из архитекторов и дизайнеров знает о существовании экологических стандартов в строительстве. Я считаю, что об этом нужно говорить и распространять информацию.
Система экологических стандартов проста и доступна каждому, кто хочет быть технологичным. Для ремесленников важно понимать материалы и процессы, и это гораздо проще, чем, например, продумывать целые здания с точки зрения экологии.

Например, дерево, хотя и считается экологичным материалом, требует внимания к легальности его источников. В России международная сертификация сейчас не действует, но появился свой стандарт, который постепенно развивается. Интересный пример — вторичная древесина. Несколько лет назад мне подарили целый грузовик досок, которые были стеной в доме на протяжении 100 лет. Это дерево прекрасно сохранилось и после очистки стало отличным материалом для работы.

Для ремесленников использование таких материалов, как вторичная древесина или коряги из леса, может быть и проще, и интереснее. Однако для массового производства на потоке необходимо комплексно изучать поставщиков и запрашивать информацию о происхождении материалов. Важно учитывать всю цепочку — от получения материала до его упаковки и транспортировки, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Нужно стараться подходить к процессу создания изделий системно, заранее продумывая все этапы и возможные узкие места, чтобы улучшить экологическую составляющую своих проектов.
Путь к инновациям: от кедровой шелухи до уникального светильника

Мой первый опыт создания нового материала начался в 2021 году. Я купила кедровую шелуху и начала смешивать её с обычными связующими веществами. Однако эти попытки не приносили желаемого результата.

На интенсиве мы искали рецепты и методы. Я смогла посмотреть на способы создания и использования биоразлагаемых материалов по-новому. Это дало мне толчок для дальнейшего развития и экспериментов.

В итоге я создала новый материал на основе шелухи кедрового ореха, которого раньше в мире не существовала, это волшебное чувство!

Новый материал я решила использовать для создания светильника CORE.

Материал хорошо просыхает на плоскости, но сделать из него крупный и эффектный предмет оказалось сложной задачей. Нужно было найти способ, как его распределять и придавать форму. Это был действительно сумасшедший процесс, но благодаря участию в интенсиве и тесному сотрудничеству с производством, мы смогли добиться результата.

Предмет создавался в сотрудничестве с производителем светильников WOODLED, это стало для меня важным этапом. До этого у меня был опыт работы либо в одиночку, либо с чётким техническим заданием и эскизами. Но сотворчество с профессиональной командой, которая занимается светильниками, оказалось новым и интересным опытом. Мы познакомились на конкурсе “Придумано и сделано в России” два года назад и решили объединить наши усилия.

Каждый этап работы был полон вопросов и вызовов. Например, нужно было придумать, как вырезать сложную форму из плоских листов материала с помощью ЧПУ-машины. Это потребовало множества эскизов и экспериментов. Такое сотрудничество оказалось взаимовыгодным: каждый из нас открыл для себя что-то новое. Я, например, поняла, насколько важно дизайнеру быть в курсе технологий и ограничений производства. Это учит находить креативные решения в рамках заданных условий. В итоге, благодаря такому сотрудничеству, мы смогли создать уникальный светильник, который сочетает в себе искусство и функциональность.
Это была коллаборация века: мы работали над сложной формой и технологией, чтобы с помощью прикосновения можно было регулировать интенсивность освещения.
Для меня, как исследователя, было важно наблюдать, как материал будет вести себя с течением времени: сохранит ли форму, эстетичность и аромат, будет ли по-прежнему эластичным. Он прекрасно сохранился и, к моему удивлению, до сих пор пахнет кедровыми шишечками.
Что касается светильника, то спустя год он продолжает привлекать внимание. Есть много желающих его приобрести, и мы активно продвигаем его в социальных сетях. В будущем я планирую продолжать сотрудничество с местными производителями и расширять горизонты, чтобы создавать уникальные и интересные проекты.

Сейчас я работаю над серией концептуальных предметов из новых биополимеров. Один из таких предметов – светильник на основе спирулины. Соединение спирулины, биоразлагаемого связующего и шерсти даёт интересный материал – он гибкий, пластичный и имеет флуорисцентные свойства.
Сам процесс создания новых материалов невероятно увлекательный — это абсолютное творчество, когда ты не скован рамками и просто экспериментируешь.
Сначала материал замачивается, а затем начинается период просыхания, который длится примерно сутки. В это время ты ходишь вокруг предмета и ждёшь. Мне нравится этот процесс, он меня будоражит, и я с нетерпением жду результатов каждого эксперимента.

Хочется продолжать разрабатывать и создавать новые материалы. Многие говорят: «Зачем это нужно?» А я считаю, что мы должны придумывать что-то новое, делать хотя бы небольшие шаги в развитии. Возможно, сейчас это кажется странным и непонятным, но со временем, если продолжать развиваться, можно прийти к чему-то совершенно новому. Придумывать что-то новое в дизайне сложно, уже перепробованы разные формы, а вот создание новых материалов – целое море возможностей.

Сейчас много говорят о культурном коде, национальном наследии, менталитете и многом другом. И мне кажется, что исследование локальных материалов и создание на их основе совершенно нового — это тоже часть нашего культурного кода.

Международные выставки как ступенька к мечте

Выставки и конкурсы играют важную роль в моем профессиональном развитии. Я стараюсь участвовать в них хотя бы раз в год, а если получается, то и чаще. Это позволяет оценить свои работы на фоне других, улучшить подачу и понять свою актуальность.

Моя первая международная выставка прошла в Германии в 2019 году. Я просто опубликовала свои работы в социальных сетях, и на меня обратила внимание галерея, которая заметила интересный предмет и предложила сотрудничество. В то время мир был открыт для любых контактов, и мы легко поехали, познакомились и представили предмет на выставке.

Ключевой момент произошел после участия в Голландской неделе дизайна в 2020 году. Основная философия этого мероприятия — экологичность и инновации в дизайне. В Эйндховене есть целый университет, который целенаправленно обучает такому подходу в проектировании предметов. Мой проект на этой выставке отметили, как один из самых ярких, благодаря этому я получила много публикаций в профильных журналах по всему миру и меня пригласили присоединиться к сообществу предметных дизайнеров Isola Design. Это дало мне возможность общаться с единомышленниками из разных стран и вдохновило на новые эксперименты.

Одним из самых запоминающихся событий для меня стал выход в финал конкурса, который был посвящен поиску проектов из переработанного пластика, знаменитой галеристки - Россаны Орланди. Я стремилась к этому несколько лет, так как её имя известно всем дизайнерам мира, и существует поверье, что если она заметила твой проект, то это станет важным этапом в карьере — её называют «глаз дизайна». Пройдя тогда отбор, я почувствовала, что достигла профессиональной мечты.
Я всегда рекомендую начинающим дизайнерам быть активными и подавать заявки на всевозможные конкурсы и программы. Это может быть сложно из-за страха отказа, но именно через такие испытания можно найти свой путь и встретить единомышленников.
Ярослава пришла в обучение уже состоявшимся дизайнером. Она неоднократно побеждала в тематических конкурсах, ее предметы выставлялись в галереях по всему миру. Своей задачей она считала переход к мелкосерийному производству дизайнерских предметов мебели из переработанного пластика. Но с самого начала казалось, что эта цель ложная, что за ней стоит что-то еще, гораздо большее… В процессе работы, которая была для меня большим удовольствием, удалось раскрыть личность исследователя и первооткрывателя. Человека, который создает абсолютно новое.

Придумать формулу материала, который сохраняет все прочностные и декоративные характеристики пластика, но при этом является полностью разлагаемым – это колоссальный прорыв.

Анна Амелина
наставник Натальи в образовательном интенсиве
Как участие в программе помогло преодолеть творческий кризис
Работа в рамках интенсива дала мне многое. Дизайнеру легко замкнуться в своём внутреннем мире и избегать общения с другими. Участие в таких программах помогает выйти из зоны комфорта, встретить новых людей и получить ценные советы.

Когда меня приняли в обучение, это было особенно приятно, так как совпало с моим днём рождения. Это стало для меня настоящим подарком, как будто Вселенная подарила мне что-то особенное. В тот момент я переживала творческий кризис, вызванный изменениями в стране и личными трудностями: я развивалась на международном рынке, была открыта для новых контактов и возможностей, но внезапно всё изменилось. Мне нужно было пересмотреть своё творчество и искать новый путь. И участие в интенсиве стало для меня настоящей помощью. Благодаря обучению, я смогла пройти через трудный период и вернуться к творчеству с новыми силами.

После участия в программе я как будто разрешила себе быть тем самым “фриком”, которым всегда была в глубине души. Со своими странными разработками и экологичным подходом, который не всем понятен, я почувствовала, что могу сделать шаг в развитии дизайна и просто позволить себе заниматься тем, что мне действительно нравится.

Я считаю, что когда тебе предлагают посмотреть на свой продукт по-новому, под другим углом, это может стать решающим для твоего дальнейшего развития. У ремесленников часто бывает замыленный взгляд, часто мастерство передаётся от отца к сыну, и продукт застревает в прошлом. Важно подружить дизайн и ремесло, чтобы создавать продукты нового уровня – качественные, интересные и конкурентоспособные.

Ремесленников нигде этому не учат, а заниматься образованием и пробовать разные проекты необходимо всю жизнь. Что-то подойдёт, что-то нет, но пробовать точно стоит.
Подписывайтесь на Ярославу в Телеграм и заглядывайте к ней на сайт.

Производителем светильников WOODLED

Беседовала Светлана Пиманова
Хотите создать свою историю успеха?
Приходите к нам на курс “НА ЗАРЕ. Создаем востребованный локальный продукт

стартуем 7 февраля
Каждая история удивительна
Спустя год или два мы вернулись к нашим выпускникам, чтобы узнать как изменилась их жизнь и какие советы они могут дать другим мастерам.