НАТАЛЬЯ
РОЖКОВА
ИНТЕРВЬЮ С ВЫПУСКНИКОМ

Я могу взять что-то из другой культуры,
переосмыслить и создать русскую вещь.
Наталья Рожкова является профессиональным текстильным художником с 2007 года, начав участвовать в коллективных выставках Союза Художников ещё на третьем курсе института. Последние 7 лет она преподавала текстильную композицию и ткачество в детской школе искусств. Много лет художница создаёт гобелены по собственным рисункам, а с 2018 года погрузилась в изучение традиционного русского ткачества, освоив работу на крестьянском ткацком станке.
Творчество, педагогика и выставочная деятельность
Я называю себя проводником в мир русского текстиля, так как не только занимаюсь ткачеством, но и обучаю людей этому искусству. Педагогический навык остался со мной, и он существенно влияет на мою деятельность.

В последний год я поставила перед собой цель активно выставляться. В поисках площадок для своих работ я подружилась с Марией Кокориной, владелицей галереи «Быль-не-быль», где теперь постоянно представлены мои работы. Периодически участвую в организуемых Машей выставках, где можно увидеть мои произведения. Недавно прошла выставка, посвященная словарю Даля, для которой я создала женский портрет «Балаболка», исследуя значение слова в прошлом и настоящем.

Активное участие в выставках сподвигло меня уйти с основной работы преподавателя в школе искусств, что было пугающим шагом. Однако благодаря этому я осознала, что мои гобелены вызывают интерес у зрителей. Я познакомилась с множеством интересных людей и по-новому взглянула на свое творчество, что сильно вдохновило меня.

Персональная выставка в камерном музее «По сусекам» в центре Москвы стала важным этапом, окрылившим меня. Главное открытие – мое творчество интересно людям! Я поняла, что нахожусь на верном пути, и все мои усилия оправданы. Этот опыт помог мне избавиться от страхов и продолжить заниматься тем, что мне действительно нравится.
Новые импульсы
Участие в выставках предоставляет множество новых импульсов для развития и позволяет взглянуть на свои работы под другим углом. Например, в Нижнем Новгороде на коллективной выставке ткачей организатор Ольга Князева увидела в моих работах элементы стиля Васнецова, что вдохновило меня на более глубокое исследование русского модерна.

Этим летом я участвовала в фестивале “Пряха-фест” в качестве спикера и провела две лекции: “Нужно ли учиться ремесленникам” и “Тенденции в современном текстиле”. Для меня важно говорить о текстиле, так как я вижу в этом огромный потенциал, особенно для женщин. Ремесло помогает женщинам обрести душевное равновесие и раскрыться. Созерцание и создание красоты вдохновляет нас. Имея опыт работы с детьми, сегодня я хочу сосредоточиться на аудитории постарше и помочь женщинам раскрыть их потенциал через ткачество. Мне хочется показать, что традиционные текстильные практики актуальны и интересны.

Как и у многих новичков, у меня был страх публичных выступлений, особенно перед женщинами старшего возраста, которых я считала более опытными. Этим летом одна такая женщина пыталась осадить меня, но мне удалось её успокоить. Произошел внутренний сдвиг, и теперь мне не так страшно выступать на публике.
Самое сложное в творчестве, когда ты достиг определенного уровня, – продолжать двигаться дальше. Кажется, что ты уже высказался полностью, но персональные и коллективные выставки, общение с посетителями и коллегами подстегивают к новым свершениям. Этот опыт помогает мне развиваться и находить новые идеи.
Личная история и творчество
Тема женщины всегда была для меня интересной. Перелистывая свои старые рисунки, сделанные еще при жизни и работе в Москве, я заметила постоянный поиск женского образа. Это были собирательные образы, но все они не были, скажем так, хохотушками.

Думаю, что это связано с моей личной историей. Молодость моей мамы пришлась на сложные 90-е годы: маленькие дети, трудности и испытания. Она была в сложном эмоциональном состоянии, и я, будучи маленькой девочкой, пыталась ей помочь: приносила цветы, пыталась развеселить. Этот детский опыт обращения к женщине и женскому остался со мной. Во взрослом возрасте я смогла сублимировать свои переживания в творчество и соединить личную тему с традиционными ремесленными полотнами. Так в моих гобеленах появился интересный собирательный образ русской женщины.

Серия “Несмеяны” получилась очень живой и пульсирующей. Один из гобеленов, который получился по итогам прохождения образовательной программы, был выкуплен музеем русской мифологии в Томске и вошел в их коллекцию. На выставке во Ржеве ко мне подошли женщина с мужем. Они показали портрет своей дочери, которая была очень похожа на мою “Несмеяну”. Когда узнали, что гобелен уже выкуплен музеем, расстроились. Это событие стало для меня важным маячком, подтверждающим, что мои работы находят отклик у зрителей и востребованны на рынке.

Этим летом у меня был интересный психологический опыт. Мы пели в женском круге, и я расплакалась. Меня обнимали 19 женщин, и я поняла, как сильно нуждаюсь в женской энергетике. Эти гобелены отражают мою благодарность и ценность женщин в моей жизни.
В этой серии женских портретов-гобеленов заложен мой опыт общения с мамой, в трудные годы, когда у мамы была депрессия. С одной стороны, это непростой личный опыт, с другой стороны, светлый образ красоты, к которому я тянусь. Возможно, это движение к чему-то лучшему, выход из тяжелого состояния и умение переживать, не скрывая своих чувств.
Работа “Красный петушок” и эксперименты
Моя последняя работа называется “Красный петушок”. Один экземпляр был куплен в частную коллекцию, а другой запрошен Томским музеем для временной экспозиции. Поэтому я создала копию. Изначально эскиз этой работы был выполнен в цифровом варианте, совмещая графическую зарисовку и немного работы в Photoshop. Когда я выложила эскиз в соцсетях, получила огромный отклик – в 10 раз больше обычного. Это стало для меня важным исследовательским моментом.

Работа “Красный петушок” не имеет глубокого смысла, но задумчивая девушка с леденцом в платке с орнаментом Уильяма Морриса привлекла внимание. Я люблю экспериментировать, поэтому решила взять английский узор и выткать его в русской цветовой гамме. Это прекрасно воспринималось зрителями, которые видели в нем новгородский платок.

Этот эксперимент мне понравился, и я продолжила его в пледе “Орлик”, взяв немецкую схему для вышивок с орлами 17 века и выткав его в технике бранного ткачества. Если не говорить, что это немецкий узор, все думают, что это русские орлы. Это показывает, что я могу взять что-то из другой культуры, переосмыслить и создать русскую вещь.

Сегодня мне захотелось попробовать свои силы в создании монументальных работ. Хотя я не монументалист и привыкла мыслить микромиром, я хочу сделать что-то по-настоящему большое. Например, планирую создать живописное панно “Красный петушок” и посмотреть, как оно будет воздействовать на людей.

Мои работы вызывают разные эмоции у зрителей. В соцсетях я получаю как положительные, так и отрицательные отзывы. Например, кто-то написал, что нельзя ткать немецкую схему в русской технике. Но я знаю, что в XIX веке многие схемы пришли из Европы, и русские крестьянки их использовали. Этот комментарий не задел меня, а лишь показал, что мои работы действительно вызывают эмоции.
Рекомендации и советы ремесленникам
У меня была идея провести онлайн-вебинар о том, как подготовить работы к выставке. Я заметила, что многие женщины, занимающиеся ремеслами как хобби, подписаны на меня в соцсетях, но не решаются выставлять свои работы.

Вот несколько советов, которые я бы дала:
  1. Выбор темы: Важно выбрать тему для своих работ. Это может быть что-то простое, например, Рождество или осень. Сделайте серию работ, посвящённых этой теме, с разным цветовым и композиционным решением.
  2. Целостность экспозиции: Работая над серией, вы сможете увидеть себя как мастера более цельно. Это поможет зрителям понять вашу индивидуальность и стиль.
  3. Разглядывание работ: Важно анализировать свои работы и искать общие моменты, которые их объединяют. Это поможет вам лучше понять своё творчество.
  4. Организация выставки: Не бойтесь организовывать выставки, даже если это будет небольшая выставка в доме культуры или библиотеке. Это хорошая цель, которая вызывает адреналин и помогает расти.
  5. Сообщение через творчество: Подумайте, что вы хотите сказать своими работами. Это может быть простая мысль о том, как хорошо жить, занимаясь ремеслом и создавая красивые вещи своими руками.
На выставках важно не только представить свои работы, но и уметь рассказать историю, стоящую за каждым произведением. Это поможет привлечь внимание зрителей и сделать ваше творчество более запоминающимся.

Рекомендую выбрать тему, которая вам близка, или сосредоточиться на одном предмете. Например, если вы создаете дорожку, она может стать не просто текстильным изделием, а символом ваших воспоминаний или важных моментов жизни. Это может быть тропинка из детства, дорога к дому или значимое место.
Когда к вам подходят зрители, начните рассказывать историю, связанную с вашим произведением. Например, можно сказать, что эта дорожка напоминает вам о счастливых моментах детства, проведенных на этой тропинке, или о важных событиях, связанных с ней. Это создаст эмоциональную связь между вами и зрителем, увлечет его и вызовет интерес.

Вспомните произведения Ивана Бунина, где в каждом рассказе сконцентрировано множество эмоций и воспоминаний. Примените этот подход к своим работам, и вы увидите, как изменится восприятие ваших произведений.

Такой подход имеет и коммерческую выгоду. Заинтересовав зрителя своей историей, вы можете привлечь потенциальных покупателей и поклонников. С другой стороны, это также миссионерская составляющая, которая наполняет вашу жизнь смыслом и позволяет делать что-то значимое для других через ваше ремесло.
Делая что-то не только для себя, но и для других, вы наполняете свою жизнь смыслом. Через творчество и ремесло это сделать гораздо проще, потому что вы вкладываете душу в свои произведения и делитесь частичкой себя с окружающими.
Таким образом, ваше творчество может не только приносить доход, но и менять жизни людей, вдохновляя их.
Текущие изменения и новые вызовы
В настоящее время я сталкиваюсь с множеством изменений и новых вызовов, которые открывают передо мной новые горизонты и возможности.
Одним из главных направлений является развитие моего творчества и выход на новые выставочные площадки. Я стремлюсь к тому, чтобы мои гобелены приобретались как частными коллекционерами, так и музеями. Опыт показал, что это вполне реально и не требует каких-либо протекций. Я работаю над тем, чтобы моё искусство приносило доход, и музеи стали одним из потенциальных покупателей моих работ.

Меня также интересует тема психологии и то, как ремесло может помочь современному человеку раскрыться, легче жить и найти себя. Я ищу точки соприкосновения между ремеслом и психологией, что можно было бы назвать своего рода арт-терапией, но с уклоном в практику и личное взаимодействие.

На какое-то время у меня застопорилась идея создания своего культурного пространства, мастерской. Сейчас моя мастерская находится в Союзе художников, и это просто рабочая площадка. Было тяжело принять, что моя мечта рухнула, но со временем я поняла, что всё было не зря. Мне нужно было время, чтобы осознать, что то, чем я занимаюсь, действительно нужно и востребовано.

Я планирую создать место, где люди могли бы не только заниматься ремеслом, но и общаться, поддерживать друг друга, создавая гармоничную и творческую атмосферу. Это пространство должно стать источником вдохновения и помощи для жителей нашего города, особенно для женщин.

Все эти изменения и планы направлены на то, чтобы сделать мою жизнь и жизнь окружающих более гармоничной и наполненной смыслом.
Я верю, что искусство и ремесло могут стать тем самым инструментом, который поможет людям найти себя и улучшить наше общество.
В обучение Наталья пришла с запросом на бренд домашнего текстиля, но, как водится, часто внешнее желание никак не связано с внутренним стимулом творчества, а является наносным. Нам же важно раскрыть личность каждого человека и найти истинную потребность в развитии. В работе мы касались личной истории, которая неотделима от процессов, происходящих в стране. Смогли примириться с потерями, нашли поводы для радости и внутренние опоры, проговорили то, о чем тяжело было даже думать. Вся наша история, как и жизнь отдельного человека, состоит из взлетов и падений, из радости и печали, праздника и горя. Мне кажется, что гобелены Натальи как раз передают эту многофакторность и жизни в целом, и русской культуры и истории в частности. Умение "не заметать под ковер" то, что болит, а найти в этом ресурс – верная стратегия.

Анна Амелина
наставник Натальи в образовательном интенсиве
Оценка эффекта от обучения
Прошло уже два года с момента моего участия в обучающей программе, и я до сих пор ощущаю положительное влияние этого опыта. Это обучение сыграло ключевую роль в моём профессиональном и личном развитии.

Программа акселератора помогла мне принять решение завершить карьеру преподавателя и полностью посвятить себя творческой деятельности. Это позволило мне сосредоточиться на развитии своих навыков и достижении финансовой независимости через искусство.

Я начала работать с психологом на постоянной основе. Этот опыт оказался крайне продуктивным, так как помог мне лучше понять себя и свои внутренние конфликты. Работа с психологом научила меня работать над собой, что напрямую отразилось на моём творчестве.

Став сама себе руководителем и контролёром, я научилась более спокойно и вдумчиво относиться к своему творчеству. Это позволило мне анализировать свои работы, как, например, в случае с “Красным петушком”, который оказался успешным благодаря удачному эскизу и его последующему воплощению в гобелен.

Я рекомендую всем ремесленникам и художникам пройти обучение, особенно если они чувствуют, что топчутся на месте и не знают, куда двигаться дальше. Это поможет сбросить шоры, избавиться от внутренних барьеров и получить необходимый толчок для дальнейшего развития.

Работа в интенсиве принесла множество изменений и важных уроков, которые повлияли на моё сегодняшнее творчество и подход к работе.
Подписывайтесь на Наталью в ВКонтакте и заглядывайте к ней в магазин

Беседовала Светлана Пиманова
Хотите создать свою историю успеха?
Приходите к нам на курс “НА ЗАРЕ. Создаем востребованный локальный продукт

стартуем 7 февраля
Каждая история удивительна
Спустя год или два мы вернулись к нашим выпускникам, чтобы узнать как изменилась их жизнь и какие советы они могут дать другим мастерам.